MLI–обзор: Сингапур, Мальта, Латвия и еще 27 изменяемых налоговых соглашений
MLI–обзор: Сингапур, Мальта, Латвия и еще 27 изменяемых налоговых соглашений
Что случилось?

30 апреля 2020 года, Россия, согласно пп. «b» п. 7 ст. 35 Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения («Конвенция»), направила Депозитарию (т.е. ОЭСР) уведомление о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для начала применения Россией положений Конвенции в отношении 27 соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»). Данная информация опубликована на официальном сайте ОЭСР.

Положения MLI вступят в силу не ранее 1 января 2021 года, согласно сообщению от 24 декабря 2019 года на официальном сайте Минфина России.

Что это значит?

Конвенция, при обоюдном согласии стран-участников, ужесточает действующие между ними СОИДН. Ужесточение реализуется путем использования специальных подходов к применению некоторых статей, внесением дополнительных формулировок, а также ограничением круга лиц, которые могут применять те или иные льготы.
Основные ужесточения СОИДН:

Злоупотребление положениями СОИДН (Article 7)

  1. Принцип основной цели (Principle Purpose Test, PPT). При применении данного принципа, организациям придется доказывать, что основной целью создания компании в другом государстве, являлось осуществление предпринимательской деятельности, а не получение налоговых льгот предусмотренных СОИДН. Если компания не сможет доказать данный факт, налоговый орган государства, где создана такая компания, может отказать в применении льгот по СОИДН.

    Данный подход уже обоюдно признан для применения к СОИДН между Россией и: Австралией, Австрией, Бельгией, Канадой, Данией, Финляндией, Францией, Исландией, Индией, Ирландия, Израилем, Латвией, Литвой, Люксембургом, Мальтой , Нидерландами, Новой Зеландией, Норвегией, Польшей, Катар, Сербией, Сингапуром, Словакией, Словенией, Украиной, ОАЭ, Великобританией.
    Заметим, что почти вся практика в России последних лет и так сводилась к необходимости обосновать экономическую суть отношений с иностранными лицом (иную, кроме получения налоговых льгот). В этой связи нормы можно условно считать действующими на любые отношения по СОИДН с любыми странами, а также уже не считать их чем-то принципиально новым.
  2. Правило ограничения льгот (Simplified Limitation on Benefits, S-LOB). Данное положение, предлагает ограничить круг лиц имеющих возможность применять положения СОИДН. При этом, указывает, что безоговорочно СОИДН смогут применять только следующие лица:
    –физические лица,
    – государственные институты,
    – публичные компании,
    – некоммерческие организации,
    – активные компании действующие на территории этой юрисдикции.

    Для всех остальных лиц, применение льгот предусмотренных СОИДН может быть предоставлено только в порядке исключения.

    Данный подход уже обоюдно признан для применения к СОИДН между Россией и: Исландией, Индией, Норвегией, Словакией.

  3. Налогообложение дивидендных выплат (Article 8)

    Применение льготных ставок по налогу у источника в соответствии с СОИДН следует, только в случае, если лицо получающее дивиденды, контролирует или является владельцем/держателем минимальной суммы капитала/акции/долей компании выплачивающей дивиденды, в течение не менее 365 дней.

    Данный подход уже обоюдно признан для применения к СОИДН между Россией и: Австралией, Канадой, Францией, Нидерландами, Сингапуром.

  4. Реализация акций компании, состоящей в основном из недвижимого имущества (Article 9)

    Россия также планирует применять подход, согласно которому, доходы от реализации акций (долей) или иных прав участия в лице, активы которых, в любое время в течение 365 дней предшествующих сделке, более чем на 50% состоят(ли) из недвижимого имущества, будут облагаться налогом на территории договаривающегося государства, где находится такое недвижимое имущество. В целом, данный подход также не является новым для российской практики, хотя ранее вызывал споры.

    Данный подход обоюдно признан для применения к СОИДН между Россией и: Канадой, Данией, Францией, Индией, Ирландией, Израилем, Мальтой, Новой Зеландией, Польшей, Сербией, Словакией, Словенией, Украиной и возможно в дальнейшем и с другими странами.

    В отношении СОИДН с Австралией, также будет применяться положения ст. 9 Конвенции, однако с некоторыми оговорками. Так, доходы от реализации акций (долей) или иных прав участия в лице, активы которых, в любое время в течение 365 дней, предшествующих сделке, состоят(ли) из недвижимого имущества, будут также облагаться налогом на территории договаривающегося государства, где находится такое недвижимое имущество. Однако, страны договорились не применять условие 50% порога на владение недвижимым имуществом. При этом в отношении порога владения недвижимым имуществом, в п. 4 ст. 13 СОИДН указывается, что налогообложению подлежит доход от реализации акций или иного участия в товариществе, трасте или любом другом образовании, активы которых в основном формируются за счет недвижимого имущества.

Что дальше?
Общее количество стран, которые выразили намерение участвовать в Конвенции, составляет 94 страны. Россия, в свою очередь, планирует распространение положений Конвенции на СОИДН как минимум между 70 странами (включая текущие 27 стран, с которыми уже применяются положения Конвенции). При этом, на данный момент положения Конвенции действуют только между 27 странами, так как только эти страны ратифицировали у себя ее положения. Так, оставшиеся 67 стран находятся в процессе ратификации положений Конвенции и предполагается, что до 2021 года, оставшиеся страны закончат процедуру ратификации.
Таким образом, мы рекомендуем до окончания процедуры ратификации с оставшимися странами провести оценку влияния положений Конвенции на заключенные СОИДН с Россией, провести оценку действующей структуры на предмет возможных последствий, проанализировать возможность внесения изменений в действующую структуру. Будьте внимательны к международным потокам.

Статью подготовил юрист налоговой практики юридической фирмы Клифф Арутюнян Арам.