Термин «офшор» впервые был использован в одной из газет США в конце 1950-х годов в отношении финансовой организации, сумевшей избежать правительственного контроля, благодаря тому, что переместила деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать, на территорию с более благоприятным налоговым климатом. Таким образом, регистрация компаний в офшорных зонах стала распространенным инструментом международного налогового планирования в части оптимизации налоговой нагрузки на бизнес.
Появлению и распространению офшорных зон также способствовал факт деколонизации ряда островных государств в 1960-е – 1980-е годы и соответствующего прекращения их финансового субсидирования со стороны метрополий. Самостоятельное формирование бюджета островных государств начало происходить в основном за счет сборов за регистрацию и ежегодное поддержание международных коммерческих компаний.
Для привлечения денежных средств в офшорных юрисдикциях были созданы привлекательные для предпринимателей условия в виде освобождения компаний-нерезидентов от обязательств по уплате налогов по месту регистрации и подаче финансовой отчетности в государственные органы. Более того, при открытии офшорной компании собственникам по умолчанию гарантировалось обеспечение режима конфиденциальности владения, которое было возможно в силу недостаточной проработанности корпоративного законодательства островных государств в тот период, особенно в части требований по раскрытию контролирующих лиц компании.
Единственным существенным требованием, предъявляемым ко всем без исключения офшорным компаниям, являлась своевременная оплата фиксированного сбора (государственная пошлина) на ежегодной основе для поддержания компании в «хорошем состоянии» и обеспечения ее существования в реестре юридических лиц государственного органа.
В определенный момент закрытость корпоративных реестров и информации об организациях и отсутствие строгого внешнего контроля за их деятельностью поспособствовали началу использования офшорных компаний для проведения незаконных операций (например, отмывание денежных средств, финансирование террористической деятельности и другие). В связи с потенциальной возможностью совершения уголовно наказуемых преступлений посредством классических офшорных компаний международное сообщество, в частности организации ОЭСР и ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьба с отмыванием денег), в текущий период принимают меры, направленные на установление новых «правил игры» для офшорных юрисдикций и обеспечения прозрачности ведения предпринимательской деятельности во всем мире.
Присутствие в различных «черных списках» является нежелательным для любой юрисдикции, так как данный факт напрямую влияет на сокращение спроса на регистрацию компаний в данной юрисдикции, и соответственно, на снижение притока денежных средств в бюджет государства. Во избежание попадания в «черные списки» ОЭСР и ФАТФ офшорные юрисдикции вынуждены соглашаться на выполнение требований международных организаций и вносить соответствующие корректировки в свое корпоративное законодательство. К настоящему моменту уже произошло немало реформ, которые в корне изменили привычную концепцию использования офшорных компаний.
В корпоративном законодательстве офшорных юрисдикций и ранее формально устанавливались требования к регистрационным агентам по ведению реестров директоров и акционеров, определению личности конечного бенефициара и подробностей деятельности юридического лица, однако контроль за выполнением данных обязанностей на практике не осуществлялся.
В период 2016-2018 гг. в большинстве классических офшорных юрисдикций были приняты поправки, касающиеся обязательной подачи реестров директоров в государственный орган, а также ужесточены требования по сбору, хранению и объемам информации на бенефициаров (включая требования по обязательному ведению реестра бенефициаров). В некоторых юрисдикциях были введены требования по подаче реестров бенефициаров в государственные органы. Так, например, на Британских Виргинских островах в 2017 году вступил в силу «Закон о безопасной поисковой системе бенефициарного владения» (The Beneficial Ownership Secure Search System Act, 2017; "BOSS Act"), предусматривающий обязательную подачу актуальных данных о бенефициарах БВО компаний в систему BOSS и штрафы за несоблюдение данных обязанностей.
2019 год ознаменовался введением в законодательство Сейшельских островов, БВО, Багамских островов, Маршалловых островов, Белиза, Ангильи и ряда других юрисдикций положений о необходимости организации и соблюдения реального экономического присутствия юридических лиц в определённых законом случаях.
Помимо этого, в каждой из юрисдикций происходят самостоятельно инициированные законодательные изменения в части налогообложения и нерезидентного статуса офшорных компаний, вследствие чего законодательные системы классических офшоров становятся все более отличными друг от друга.