+7 (495) 504-34-61
Оставьте свои данные, чтобы с Вами связался специалист
Ваше имя
Ваш e-mail
Ваш телефон
+7 (499) 583-16-05
NEW: СОМНИТЕЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ И РЕПАТРИАЦИЯ (ЗАКОНОПРОЕКТ)

Автор: Яна Лозбинева
#обзорклифф #ойчтобудет #aml #115ФЗ #валютныйконтроль #ВЭД

02 сентября 2021 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для обсуждения был вынесен проект «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств». 11 сентября 2021 года была завершена экспертиза.

Согласно Плану Правительства, введение в действие рассматриваемого законопроекта должно способствовать «снижению административной нагрузки на экспортеров». Принятие законопроекта крайне вероятно уже до конца этого года. Проект является частью принятого в 2020 году Правительством РФ Общенационального плана трансформации делового климата «Экспорт товаров и услуг» и прямо включен в «дорожную карту» реализации Плана. Согласно Плану Правительства, введение в действие рассматриваемого законопроекта должно способствовать «снижению административной нагрузки на экспортеров». Так ли это? Давайте оценим ближайшие перспективы.

Сомнительная валютная операция

Внесенный законопроект предлагает ввести в ФЗ-173 относительно новый термин – «сомнительная валютная операция». Сомнительная валютная операция – «вид подозрительной операции, являющейся валютной операцией, совершаемой резидентом или нерезидентом и соответствующей признакам, установленным Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо действия резидента или нерезидента, связанные с совершением такой валютной операции».

Что значит сам термин «сомнительная операция» (в некоторых актах такие операции также называются «подозрительными»)? Упрощенно говоря, это операции, которые имеют признаки попытки легализации доходов, полученных преступным путем. Методика отличия обычной операции от сомнительной основана на международных рекомендациях ФАТФ, ФЗ-115, Методических рекомендациях по управлению рисками банков в рамках соблюдения ФЗ-115 и большого пласта писем ЦБ РФ по данному вопросу (более сотни писем по различным видам операций). Так, в качестве сомнительных ЦБ РФ предписывает расценивать операции, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из РФ, отмывание доходов, полученных преступным путем, и другие противозаконные цели. Банки обязаны выявлять такие операции, препятствовать их исполнению клиентами, а также в некоторых случаях сообщать в Росфинмониторинг.

Со второго квартала ЦБ РФ ужесточил подход к лимитам допустимости таких операций. Банк будет считаться вовлеченным в проведение сомнительных операций с безналичными и наличными денежными средствами, если их объем превышает 0,5 млрд руб. за квартал (ранее 1 млрд. рублей) и/или 2% от оборота средств банком. Превышение данного лимита ставит под вопрос лицензию самого банка.

Информационный обмен

(1) Проект расширяет полномочия государственных органов по запросу данных напрямую из банков. Проект предлагает банкам передавать налоговым и таможенным органам данные о сомнительных валютных операциях. Также предусмотрен обратный поток информации от таких органов в ЦБ РФ. Сейчас такие данные потенциально могут быть получены через РФМ, но только в порядке межведомственного взаимодействия (это положение, существующее в подзаконных актах, будет также внесено непосредственно в закон). Вместе с тем, на текущий момент ФНС отмечает , что налоговые органы не должны запрашивать (в порядке статьи 93.1 НК РФ), а банки вправе не передавать налоговой информацию о принимаемых банком мерах в рамках ФЗ-115 в отношении своих клиентов.

(2) Кроме того, проект предлагает предоставить банкам право запрашивать по валютным операциям информацию и документы, подтверждающие основания зачисления и источник происхождения денежных средств на счете (вкладе), сведения об IP-адресах, МАС-адресах, номерах SIM-карт, номерах телефонов и (или) иных идентификаторов устройств, с которых осуществляется передача такой информации и документов. В этом нет ничего нового, т.к. такие права ранее реализовались через методологические письма ЦБ РФ. Однако, теперь будет прямо предусмотрено, что эта информация и иные документы, полученные в ходе валютного контроля, также могут передаваться банком также в налоговые / таможенные органы по их запросу.

Репатриация по сырьевым рублевым и валютным контрактам

Проект предлагает важные изменения в порядке репатриации выручки по рублевым контрактам на поставку металлов, минеральных продуктов, нефти и иного сырья. Напомним, что с 2020 года было введено поэтапное повышение лимита денежных средств, которые резиденты могли не зачислять на счета в РФ:

✓ с 2021 года процент таких средств составляет 30%,

✓ а с 2022 года за рубежом можно будет оставлять уже 50% выручки.

Проект предлагает ускорить этот процесс и предоставить резидентам право не зачислять в РФ 70% выручки по указанным контрактам уже с 1 января 2022 года, а с 2023 года вся выручка по таким контрактам может оставаться за пределами РФ.

Проект предлагает ввести аналогичную поэтапную отмену репатриации и по контрактам на поставку сырья, обязательства по которым выражены в иностранной валюте.

Напомню, что с 1 июля этого года была отменена обязанность по репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам в иностранной валюте, кроме сырьевых контрактов. Теперь же проект предлагает разрешить резидентам не зачислять в РФ 10% выручки по таким сырьевым контрактам, по которым обязательства выражены в иностранной валюте, с 1 января 2022 года и далее повышать этот лимит до полного освобождения с 2024 года.

В части репатриации предложенные меры безусловно улучшают положение российских экспортеров, которые в отличие от своих иностранных партнеров обременены дополнительными обязанностями по репатриации выручки и тем самым находятся в менее выгодном положении на мировом рынке.

Вывод

В случае, если вышеописанный проект будет принят, вероятнее всего статистика ФНС в части привлечения к ответственности за валютные правонарушения (в частности, по ст.15.25 КоАП РФ) существенно улучшится, поскольку будет усовершенствован обмен информацией по клиентским операциям между банками и ФНС, что позволит налоговым органам проще администрировать дела, связанные с нарушением валютного законодательства.

При этом, с точки зрения репатриации экспортерам сырья проект предоставит послабления, и позволит постепенно снижать долю валютной выручки, обязательной к возврату в РФ, по ВЭД-контрактам, номинированным как в рублях, так и в иностранной валюте. Предложенные проектом меры соответствуют общему тренду на снижение нагрузки на экспортеров в части соблюдения требований по репатриации и либерализацию валютного контроля за бизнесом, который не раз поддерживался как Минфином , так и ЦБ РФ.
ОБ АВТОРЕ
Юрист налоговой практики
Яна Лозбинева