6AMLD: новые уголовные риски в Европе к 2021 году (в том числе, по налогам)

Сliff Tax International
Шестая Европейская директива по противодействию отмыванию денег (Directive (EU) 2018/1673 on combatting money laundering by criminal law – 6AMLD) вступила в силу еще 12 ноября 2018 года. Данная директива дополняет Пятую директиву по противодействию отмыванию денег (5AMLD), которая была принята в том же году.
Основной целью принятия 6AMLD является усиление противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма («ПОД/ФТ» или «AML» - в русском или английском варианте соответственно).
Основным трендом 6-ой директивы является регулирование уголовной ответственности в сфере ПОД/ФТ. В частности, предполагается, что странами ЕС будут установлены одинаковые по содержанию составы преступлений по отмыванию денежных средств и ответственность за них, а также единообразные нормы в отношении полномочий контролирующих органов и международного сотрудничества. Государства-члены ЕС обязаны гармонизировать свое национальное законодательство в сфере ПОД/ФТ согласно положениям 6AMLD уже в 2020 году - до начала 2021 года.
Уголовная ответственность – это всегда очень серьезно. Давайте посмотрим, что ждет европейский бизнес?
1. Налоговые правонарушения как предикатные преступления в сфере AML
6AMLD развивает понятие «предикатного» (предшествующего) преступления, введенного в стандарт AML по инициативе международной организации ФАТФ еще в 2012 году. Данное понятие обозначает преступление, в результате которого лицо получает преступный доход, а, следовательно, служит базой для обязанности всех субъектов AML отслеживать у себя не только прямо преступный доход, но и доход, полученный преступным путем на предыдущем этапе движения средств.
Статья 2 6AMLD закрепляет 22 вида предикатных преступлений, включая налоговые преступления, а также, например:
  • преступления в сфере кибербезопасности,
  • мошенничество,
  • разглашение инсайдерской информации,
  • терроризм,
  • экологические преступления,
  • преступления коррупционной направленности.
Данные преступления должны быть обязательно криминализированы в национальном законодательстве государств-членов ЕС. При этом, в отношении физических лиц, признанных виновными в отмывании преступных доходов, директива требует установления минимального срока тюремного заключения от 1 года до 4 лет.
Кроме того, государства-члены обязаны определить дополнительные меры ответственности, подлежащие применению к физическим лицам, такие как наложение штрафа, запрет на занятие коммерческой деятельностью, временный запрет на занятие выборных или государственных должностей. Более того, согласно статье 9 6AMLD уполномоченные органы государств-членов обязаны налагать ограничения или конфисковать полученные доходы и средства, используемые для совершения преступлений по легализации преступных доходов.
2. Уголовная ответственность (налоговых) консультантов и банков
Отдельной статьей (4) 6AMLD расширяет перечень преступлений, относящихся легализацию доходов, полученных преступным путем. Теперь государства ЕС обязаны квалифицировать пособничество, подстрекательство, покушение на преступление («aiding, abetting and attempting») в качестве уголовно наказуемых деяний. К данным видам преступлений относятся, в частности (п. 1 и 5 ст. 3 6AMLD):
  • передача лицом имущества, если данному лицу было известно, что такое имущество было получено в результате преступной деятельности в целях сокрытия или утаивания его незаконного происхождения или оказания помощи такому лицу в совершении данной операции и уклонении от правовых последствий ее совершения;
  • сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате преступной деятельности;
  • приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате преступной деятельности.
Государства-члены должны принимать необходимые меры для признания указанных выше действий в качестве уголовных преступлений в случае, когда они совершаются лицом непосредственно или посредством участия/вовлечения в данной преступной деятельности.
При этом в отношении консультантов, признанных виновными в оказании содействия в реализации указанных выше действий, также распространяется требование установления минимального срока тюремного заключения от 1 года до 4 лет.
Новеллой 6AMLD также является установление обязанности государств-членов ЕС рассматривать в качестве преступления в сфере отмывания денежных средств легализацию собственных доходов («self-laundering»). Такого рода преступление имеет место тогда, когда действия, направленные на легализацию преступных доходов, осуществляются лицом, совершившим предикатное преступление, в частности, путем передачи в оборот имущества, полученного в результате преступной деятельности, и сокрытия таким образом его незаконного происхождения. Практическим примером можно считать использование «подставных» компаний для сокрытия прибыли организации от налогообложения и неуплаты НДС с последующим приобретением различных товаров и услуг, имущества.
3. Установление уголовной ответственности юридического лица
6AMLD устанавливает, что юридическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за деяния физического лица, которое обладает полномочиями представлять данное юридическое лицо, принимать решения от его имени и осуществлять контроль в установленных пределах.
Юридическое лицо также может нести ответственность за то, что не сумело предотвратить совершение преступления, то есть не обеспечило надлежащий надзор или контроль за физическим лицом, обладающим указанными выше полномочиями. На практике это будет означать резкий рост ответственности европейских директоров (и вероятно, увеличение размера их вознаграждения).
Санкции в отношении юридических лиц, могут включать также, в частности, лишение права организации на получение государственной помощи, лишение организации доступа к государственному финансированию, включая возможность участия в тендерах, получения грантов и льгот, лишение права ведения коммерческой деятельности и даже принудительное прекращение деятельности компании.
4. Юрисдикция государств-членов ЕС
6AMLD разъясняет порядок взаимодействия государств в случае, если преступление носит международный характер и совершено сразу в нескольких государствах. Если преступление в равной мере подпадает под юрисдикцию нескольких государств-членов, последние обязаны совместными усилиями определить, какое из них будет осуществлять уголовное преследование за его совершение. При этом государства-члены обязаны учитывать такие факторы, место совершения преступления, страна гражданства или проживания преступника, страна происхождения жертвы, а также территория страны задержания преступника.
ВЫВОДЫ
Предикатность в сочетании с уголовной ответственностью способна оказать колоссальный эффект на практику работы банков, консультантов и фидуциарных («номинальных») профессиональных директоров в Европе. Можно уверенно прогнозировать усиление контроля и административной нагрузки на европейский бизнес. Очевидно, что это очень чувствительный для практики тренд, но конкретные нормы и правила борьбы с предикатными преступлениями можно будет оценить в конце 2020 года, когда государства – члены ЕС завершат разработку своего локального законодательства.
Здесь стоит оговориться, что некоторые страны идут, в целом, с опозданием, и в данный момент не все еще вполне исполняют требование 4-ой и 5-ой Директивы, поэтому сроки эффективной работы 6-ой Директивы на практике могут быть сдвинуты. Однако, ответственностью за несоблюдение общеевропейских директив, к которой относятся директивы по AML, может быть угроза исключение из ЕС – то есть, очень вероятно, что рано или поздно все страны так или иначе должны будут вынуждены ввести указанные нормы. Мы со своей стороны хотели бы в очередной раз рекомендовать быть внимательными к любым схемам и архитектурам работы в ЕС, желательно до того момента, пока они стали преследуемы по уголовному праву.
Материал подготовили руководитель налоговой практики Natalia Kordyukova и помощник юриста Елизавета Фадюхина.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: info@offshors.ru
Соцсети: Facebook | Telegram