Трансграничные налоговые проверки: ICAP2.0
Трансграничные налоговые проверки: ICAP2.0.
В конце 2019 года ФНС России стала участником второго цикла международной налоговой программы ОЭСР «International Compliance Assurance Programme» (ICAP 2.0). На настоящий момент к программе присоединились налоговые администрации 19 государств, включая Австрию, Люксембург, Нидерланды, США и другие. Для России это совершенно новый режим налоговых процедур. Давайте разбираться, как это должно работать?

Что такое ICAP 2.0?

ICAP 2.0 – методика запроса пояснений от налогоплательщика к налоговому органу, предназначенная для международных компаний и международных сделок. Если у международной компании (МК) возникают риски в нескольких странах, она может получить единую консолидированную позицию всех участвующих налоговых органов. Полученное заключение освобождает от рисков проведения проверок и доначислений.

На кого рассчитана программа?

Программа ICAP 2.0 рассчитана на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в нескольких странах – международные компании (МК). Программа вводит критерий «соответствия» МК для участия в оценке рисков. При этом ICAP 2.0 не предусматривает конкретного списка требований, соответствие компании условиям программы будет определяться индивидуально в каждом конкретном случае («case-by-case basis»). При определении, подпадает ли МК под действие программы, компании следует учитывать следующие факторы:

  • является ли материнская компания резидентом участвующей юрисдикции;
  • сфера присутствия МК и объем и существенность сделок, осуществляемых в участвующих юрисдикциях;
  • входит ли МК в сферу применения страновой отчетности;
  • наличие у МК стратегии группового налогообложения и системы налогового контроля, связанной с рисками на глобальном уровне;
  • готовность МК взаимодействовать на основе сотрудничества и прозрачности на протяжении всего процесса ICAP.

В отношении каких рисков работает ICAP?

ICAP подходит для работы с широким спектром трансграничных налоговых рисков, но для наибольшей эффективности программы в рассмотрении данных рисков должны быть заинтересованы все или большинство задействованных налоговых администраций. В рамках ICAP 2.0 могут быть рассмотрены следующие риски:

  • риски трансфертного ценообразования;
  • риски определения статуса постоянного представительства;
  • другие категории международных налоговых рисков (например, гибридные трансграничные схемы, налог у источника, применение налоговых льгот по СОИДН и другие).
Каждый рассматриваемый риск может включать в себя ряд конкретных операций. При этом программой не устанавливаются конкретные требования – МК самостоятельно определяет операции, подлежащие включению в анализ, исходя из «существенности» той или иной операции (The ICAP Pilot Handbook 2.0 п. 35 раздел 3.2.3). Уровень существенности будет определяться налоговыми администрациями с учетом стоимости сделки в абсолютном выражении и в сравнении с общей деятельностью МК и получаемой ею прибылью.

Предполагаемая процедура

МК может обратиться в налоговую администрацию по месту нахождения материнской компании и обсудить возможное участие и условия программы. При этом следует иметь в виду, что программа ICAP может быть проведена, когда как минимум три налоговые администрации согласились принять участие. ICAP 2.0 устанавливает четкие временные рамки для проведения процедуры. Оценка рисков МК завершается предоставлением результатов в течение 24-28 недель (то есть до 7 месяцев) после подачи основного пакета документации. В итоге налогоплательщик получает письмо об окончании ICAP, а также заключение о результатах программы от каждой задействованной налоговой администрации с изложением результатов оценки рисков. Итоговое заключение содержит (The ICAP Pilot Handbook 2.0 абз. п. 77, раздел 4.4):

  • оценку рисков с присвоением соответствующего рейтинга;
  • соглашения, достигнутые в рамках процесса урегулирования вопроса;
  • подтверждение того, что рассмотренные риски получили оценку «низкий риск», то есть фактическое освобождение от дополнительных мер налогового контроля в отношении рассматриваемой ситуации (рассматриваемый период + последующие 2 отчетных налоговых периода);
  • а также соответствующие оговорки и ограничения, если они применимы

Процедура предоставляет налоговой администрации право запрашивать у налогоплательщика ежегодное подтверждение, что фактически обстоятельства не изменились и не ожидаются, а также новую информацию в отношении рассмотренных операций (The ICAP Pilot Handbook 2.0 абз. 5, п. 77, раздел 4.4).

Имплементация в российское законодательство

На данный момент положения программы не имплементированы в российское законодательство. Однако Россией были предприняты существенные шаги для внедрения правового механизма проведения так называемых «взаимосогласительных процедур» между компетентными органами государств – участников международных договоров по вопросам налогообложения. В частности, с января 2020 года вступили в силу положения (ст. 142.7 и 142.8 НК РФ), закрепляющие общие положения в отношении порядка проведения взаимосогласительной процедуры (ВСП). Следует отметить, что до недавнего времени содержащиеся в СОИДН положения о ВСП носили по большей части декларативный характер и проводились, как правило, по инициативе самих компетентных органов одного из государств-участников соглашения и не были направлены на решение конкретных вопросов налогоплательщика.

Министерством Финансов России подготовлен проект закона, вносящий значительное количество изменений в Налоговый Кодекс РФ, в том числе и в отношении регламентации порядка проведения ВСП (Проект ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части реализации отдельных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов)» (подготовлен Минфином России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.04.2019)) . Если, по мнению налогоплательщика, действия налоговых органов договаривающегося государства привели или могут привести к нарушению положений СОИДН, налогоплательщик вправе инициировать проведение ВСП для рассмотрения его конкретной ситуация (п.1 ст. 142.8 Законопроекта). Законопроект также определяет порядок обращения налогоплательщика для проведения ВСП, представление необходимых документов и сроки проведения процедуры.
Внедрение правового механизма проведения ВСП в рамках СОИДН с возможностью его практического применения может послужить основой для дальнейшей имплементации положений программы ICAP.

Статью подготовили: Наталья Кордюкова – руководитель налоговой практики Клифф и стажер налоговой практики Фадюхина Елизавета.